Ген ожирения снижает риск депрессии

Ген ожирения снижает риск депрессии

Считается, что полные люди отличаются особой жизнерадостностью: образ весёлого, добродушного толстяка можно встретить в самых разных культурах. Культурологи и историки полагают, что тут сыграло свою роль социальное расслоение, которое сопровождало человечество всю его историю. По мнению средневекового крестьянина, который жил в нищете и радовался, когда случалось хорошо поесть, упитанный человек имел непреходящий повод для радости, ему не было причин горевать.

Современные врачи считают жизнерадостность толстяков мифом: многие исследования показали, что избыточный вес вызывает депрессию, а депрессия увеличивает вероятность развития ожирения. Однако, как полагают учёные из Университета Макмастера (Канада), доля правды в представлениях о весёлых толстяках всё же есть. Оказалось, что и избыточный вес, и низкий риск появления депрессии связаны с одним и тем же геном. Речь идёт об FTO: в 2007 году учёные открыли в нём мутации, которые повышали риск ожирения. Позже оказалось, что этот же ген необычайно активен в мозгу. Естественно, было высказано предположение о том, что он же вызывает сопровождающую ожирение депрессию.

Но всё оказалось наоборот. Вместе с британскими и швейцарскими коллегами канадцы проанализировали около 28 тысяч геномов и пришли к выводу, что мутация в гене FTO снижает риск депрессии на 8%. Если мутация есть в обоих аллелях гена, в материнском и отцовском, цифра удваивается. Антидепрессантное свойство мутации было разным у разных этнических групп: у китайцев мутация уменьшала вероятность появления депрессии всего на 2,2%, у европейцев - на 5,3%, у африканцев - на 6,7%.

Следует, однако, заметить, что далеко не всегда антидепрессантная мутация сопровождалась ожирением. FTO заведует в клетке метилированием ДНК, и его эпигенетическое влияние распространяется на множество генов. Очевидно, в некоторых случаях мутация в FTO сказывается на активности генов, отвечающих за метаболизм и нейронные сети эмоциональных центров.

Можно сказать, что доля правды в мифе о весёлых толстяках всё же есть, но доля эта невелика. Во-первых, отсутствие депрессии не обязательно означает весёлость и постоянную жизнерадостность. Во-вторых, мутация в «гене ожирения» подавляет депрессию далеко не со 100-процентной эффективностью. Ну а в-третьих, здесь нет прямой причинно-следственной связи между избыточным весом и положительным настроением: не избыточный вес повышает настроение, то и другое могут быть лишь следствиями одной и той же генетической мутации.